День знаний какой эпохи?

День знаний какой эпохи?

Кроме цветов, вышивок и звонков, в этом году 1 сентября сопровождают новации и дискуссии.

Концепция Новой украинской школы и методологические рекомендации министерства радуют - ведь показывают, что украинская сфера образования (по крайней мере, ее руководство), движется в ногу с мировыми тенденциями.

Очевидно, что перевести эту устаревшую громоздкую машину - украинскую школу - на новые рельсы, преодолевая инерцию учителей и равнодушие родителей, будет очень трудно. И это драматично - ведь живем в ситуации быстрых технологических новаций, когда не то что каждый год, - а каждый месяц! - Является критически важным.

Понимание и проактивная позиция может способствовать обновлению системы образования, тем более, что уже действуют замечательные инициативы для современного и ответственного учительства - либо стоит пользоваться и стимулировать к этому коллег-педагогов или учителей собственного ребенка.

Что касается правильно поставленной речи, а также способности убеждать и быть интересным, то в этом будут очень кстати курсы риторики http://krasno.com.ua/kursy-ritoriki/. Правильная риторика необходима не только для тех, кто выступает перед аудиторией и хочет ее заинтересовать своей речью, жестамм, дикцией, но и будет полезна для применения в повседневной жизни в общении с коллегами, друзьями и другими людьми.

Я же хочу рассмотреть шире исторический фон, на котором происходят изменения образования, и выяснить, почему "компетентностный подход", малопонятный иноязычный срок, который положен в основу новых украинских педагогических концепций, является ключевым не только для образования как такового - но и для будущего всего общества.

Как объясняет Министерка Лилия Гриневич:

Мы должны выделить ядро знаний, с которым надо обязательно работать. На этом ядре знаний строить умения, как применять эти знания для решения практических жизненных ситуаций, как формировать навыки критического мышления.

Таким образом мы должны сформировать у детей ключевые компетентности, которые сегодня признаны ведущими образовательными системами мира как такие, которые необходимы для современного человека в 21 веке. И они будут положены в основу содержания образования в новой украинской школе.

О каких именно компетентности речь? Почему они становятся не только важными - а жизненно необходимыми для человека будущего?

Почему творчество и критическое мышление в новой парадигме ценится больше, чем усердие и послушание?

Чтобы разобраться в этих вопросах, стоит взглянуть несколько шире - и обратиться к трудам футурологов. Например, Элвина Тоффлера. Его книга "Третья волна", описывающая цивилизацию XXI века, вышла в 1980 году - и много предсказаний с нее успели сбыться. Изобретение интернета, демократизация информационного потока благодаря соцсетям, формирования наднациональных сообществ и многое другое.

Тоффлер описывает смену трех "волн" цивилизаций в истории человечества: аграрной, индустриальной, и постиндустриальной (другие названия - супериндустриальной, информационная). Именно эта, "третья волна", заполонит планету в течение ближайшего столетия. Жизнь в цивилизации нового типа кардинально отличаться от того, к чему мы привыкли, благодаря технологиям.

Изменения могут быть быстрыми и резкими. Лучший способ к ним подготовиться - это изменить подходы к образованию - и к собственной жизни.

Роль образования в каждом типе цивилизации, по мнению Тоффлера, довольно разная. В аграрной цивилизации обучают устная традиция, народные обычаи, которые помогают человеку согласоваться с циклами природы и фазами жизни, и ни в коем случае не должны меняться - ведь в суровых условиях натурального хозяйства, где всем было нужно выращивать себе еду, эксперименты угрожали голодной смертью.

В индустриальной цивилизации (зачатки которой датируются серединой XVIII века) возникает промышленное производство товаров, которое облегчает выживание и освобождает больше времени. Урбанизация, наемный труд, рынок и конкуренция, нормированный рабочий день - новации "второй волны". Впервые в истории человечества появляется общая обязательное образование. Людей учат читать и писать, и другим минимальным знанием и навыкам, необходимым для участия в производстве индустриального типа.

Навыки формируются, в том числе, самым способом образования.

Требования точно выполнять правила, не делать помарок, заучивать наизусть, повторять, а не высказывать собственное мнение, ходить в одинаковой форме, сидеть на уроках от звонка до звонка, быть прилежными - это путь незаметного воспитания рабочего или работницы, которые потом должны отработать изменение на монотонной работе, где совсем не нужны инициатива и индивидуальность.

Содержание "базового набора знаний" также должен был быть одинаковым для всех "винтиков системы" - чтобы можно было перебрасывать трудовые коллективы, например, из Саратова во Львов, как это произошло с Львовским заводом телеграфной аппаратуры.

В будущем "третьей волны" большинство промышленного производства будет выполняться роботами, административная работа перейдет компьютерным программам, а сфера услуг демократизируется, ведь многие вещи можно будет сделать самостоятельно благодаря технологическим "помощникам" (от роботов-пылесосов в 3D принтеров пищи).

Кроме того, значительно увеличится продолжительность жизни благодаря научным новациям.

Если вам кажется, что все это - "далекое будущее", а у нас тут коррупция и война, вспомните, телефон был у вас 10 лет назад, и посмотрите на смартфон в кармане.

Возможно, сделайте видео звонок в другую точку планеты. В 1970-х годах мы видели такое только в фантастических фильмах.

Образование приобретает совершенно иное значение. Поскольку механическую работу больше не нужно делать людям - "винтики" и тщательные исполнители также станут никому не нужны. Образование продлится всего невиданно долгой жизни и будет заключаться в адаптации к и активного участия в социально-технологических изменениях.

Ключевыми навыками становятся умение анализировать огромные объемы информации, критически мыслить, ориентироваться в новых условиях и предвидеть тенденции развития будущего.

Унификация, единообразие больше не работает - нужными становятся уникальность и разнообразие (то, что так трудно принять консервативном украинскому обществу).

Оглядка на авторитеты больше не работает - наши предки так жили, а мы точно не будем. Ничего им не будет, мы так учились и они пусть поучатся? Мы "да" учились в каких годах - 1980-х, 1990-х? Давайте еще раз вспомним свои тогдашние телефоны.

Повторение, выполнение больше не работает - человечеству нужна не заиленная, кардинально смелая творчество и изобретательность.

А творчество (креативность) - это не только "врожденный талант". Это навык сознательно создавать что-то новое, выражать собственное мнение и не бояться этого. Способ образования, благоприятное к новациям семейное и школьное среду должны поддерживать природные задатки к творчеству, а не угнетать их.

"Девочки не дуреют, мальчики не плачут, что ты такое глупое говоришь, во что ты вырядилась" - способ угнетать.

Индивидуализм и эгоистическая конкуренция больше не работает - в мире сложных технологий разносторонним специалистам и фахивчиням нужно объединяться в команды и создавать что-то новое вместе. Для этого нужно также "эмоциональный интеллект" - умение понимать и критически оценивать собственные эмоции и эмоции других, "экологически" вести себя, быть гармоничной, психологически устойчивой личностью.

Изучать "знание" больше не нужно - они не только есть в интернете, но и стремительно обновляются. Нужно уметь в них ориентироваться.

Ваши дети "пишут рефераты" работают в командах, ища информацию в интернете и предлагая собственные проекты?

Ходят на урок с тетрадью и ручкой или с планшетом? Не факт, что ручкой вообще кто-то будет писать через 20 лет.

С безудержной жизнерадостностью то творят и придумывают, как маленькие Будды, или зазубривают домашние задания?

1 сентября - больше не "день знаний". Это день творчества, открытий и компетенций - которым следует как можно сильнее способствовать. Ведь сегодняшние дети - нет, не платить нам пенсии. Они будут учить нас завтра.

P.S. "Заучки" предлагаю ознакомиться с перечнем 10 ключевых навыков, которые потребуются через 10 лет, по версии Всемирного экономического форума в Давосе (2016) и списком 162 профессий будущего по версии футуриста Томаса Фрая.

Отправить комментарий