РОЛИ ДЕТЕЙ В АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЬЯХ

Дети в семье алкоголиков

Я — отец троих детей и дед одиннадцати внуков. Опыт у меня, как видите, немалый, и на его основе я пришел к выводу, что взросление происходит прежде всего методом проб и ошибок. В относительно здоровых семьях большинство детей пробуют различные способы взаимодействия с незнакомым миром. Постепенно они постигают, что работает, а что нет, и отбирают то, что им подходит. В идеале, ребенок обучается распознавать, когда нужно взять ответственность на себя, а когда уступить, когда позаботиться о себе, а когда подчиниться желаниям и потребностям других. На этом пути он часто ошибается и попадает впросак, но со временем овладевает навыками здорового поведения в постоянно изменяющихся обстоятельствах и отношениях.

Для большинства детей из алкогольных семей такой постепенный и гибкий путь к взрослости — непозволительная роскошь. Пытаясь приспособиться к полной непредсказуемости одного или обоих родителей, они очень рано вырабатывают защитную стратегию, втискивая себя в жесткие рамки той или иной семейной роли. Это защитное поведение внешне может выглядеть вполне благопристойно и уместно, но на самом деле оно становится таким же компульсивным, как и пьянство алкоголика.

Несомненно, стратегии выживания в дисфункциональных семьях столь же многообразны, как и человеческие характеры. Но все-таки среди них можно выделить и некоторые общие схемы поведения. Понимание роли, которую играет человек в семейной системе, нередко становится большим подспорьем для его выздоровления. Вот основные стратегии, характерные для детей алкоголиков:

  1. Сверхответственность: путь достижений и контроля.
  2. Сверхотзывчивость: навязчивое стремление помогать и успокаивать.
  3. Безучастность: приспособленчество и отстраненность.
  4. Бунт: создание забот и проблем.

Неважно, выбирает ли ребенок один стиль поведения или комбинирует их – главное, что его защитное поведение отлично служит ему долгие годы, компенсируя неадекватность родителей, прикрывая пробелы в личностном развитии и создавая видимость стабильности и упорядоченности. Дети настолько сживаются со своей ролью и так доверяют выбранному способу выживания, что переносят его во взрослую жизнь. И лишь тогда, под бременем взрослых отношений и обязанностей, они лицом к лицу сталкиваются с отрицательной стороной своего ролевого поведения — следствием взросления в неблагополучной среде.

Отправить комментарий