ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ для борьбы с зависимостью, продолжение

ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ для борьбы с зависимостью, продолжение

Продолжение, начало здесь.

УМЕРЕННАЯ ТРЕЗВОСТЬ

А теперь несколько слов, адресованных тем, кто хочет предупредить подрастающее поколение об опасности алкоголя: поймите, что тактика запугивания не работает. Жесткость и догматичность подхода подрывают доверие и обычно приводят к тому, что подростки начинают с ходу отвергать все, что им говорят. Естественный протест против манипулирования — одна из существенных причин того, что дети фанатичных трезвенников больше подвержены риску стать алкоголиками, чем их сверстники из семей с более гибким подходом.

Хорошо бы прислушаться к совету из «Записных книжек» Марка Твена: «Лучше всего умеренная трезвость. Неумеренная трезвость вредит делу трезвости». Лучший способ антиалкогольного воспитания детей (и взрослых) — это преподносить информацию без патетики и истерии, в объективной форме, и обязательно готовить их к тому, как противостоять давлению сверстников. «Письмо внукам» (см. Приложение 1) — один из примеров такого взвешенного обращения к молодым людям, в родословной которых есть случаи химической зависимости.

РОЛЬ ЦЕРКВИ

Церковные общины имеют все необходимое, чтобы стать местами, где люди получают исцеление от химической зависимости. Каждое сообщество любой традиции при сравнительно небольших затратах времени и сил способно самостоятельно помочь алкоголикам и членам их семей. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Подобрать людей. Важно, чтобы в каждом приходе была инициативная группа из людей, которых волнуют судьбы алкоголиков и проблемы пьянства. Хорошо бы, чтобы в нее входили как выздоравливающие алкоголики или наркоманы, так и специалисты в этой области.
  2. Воспитывать прихожан так, чтобы все они имели базовые представления о том, что такое химическая зависимость. Священнослужители могут сформировать в своей общине правильное отношение к алкоголизму, говоря о его природе, опасности и путях выздоровления с амвонов и кафедр, в пастырских беседах, на библейских занятиях и т.д. Опрос, проведенный мною в нескольких приходах, оказался неутешительным: хотя 83 % священнослужителей считали, что Церковь должна занимать активную позицию по вопросам алкоголизма, 70% из них никогда не затрагивали в проповедях эту тему. Я подозреваю, что подобное замалчивание связано с вполне понятным нежеланием попасть в разряд воинствующих поборников «сухого закона». Думаю, что практически все священнослужители способны найти мудрые слова, чтобы говорить со своей паствой о проблемах алкоголизма и наркомании.
  3. Проявлять сострадание. Надя, о которой шла речь в главе 2, больше пяти лет посещала группу при церкви - прихожане еженедельно собиралась для изучения Библии, молитвы и доверительного общения. Однако Надя никогда не решалась признаться, что выздоравливает от алкоголизма:

    - Я слышала, что они говорят о пьяницах, и знаю, что они подумают обо мне, если я скажу о своей проблеме. Ради нашей дружбы я не буду раскрывать перед ними эту часть своей жизни.

    Впоследствии оказалось, что в этой группе Надя была не единственным выздоравливающим алкоголиком. Еще одна женщина тоже молчала, опасаясь отвержения.

    Как ни печально, но эти страхи вполне обоснованы. Исследования показывают, что люди твердых религиозных убеждений гораздо нетерпимее к алкоголикам, чем те, кто далек от религии. Многие мои знакомые, которые бросили пить, не хотят ходить в церковь (я говорю о своей деноминации), имея печальный опыт отторжения со стороны братьев-христиан.

    - Каждый в этом мире по-своему слаб, — сказал священник Сэм Шу-мейкер, обращаясь к группе выздоравливающих алкоголиков. — Если кто-то думает, что к нему это не относится, то его слабость — в гордыне, а это самая большая слабина. Помните, что в основе нашего духовного единства — нужда каждого человека в прощении и исцелении.

    Отклик на духовные потребности алкоголиков и наркоманов – одна из насущных задач Церкви. Чувство вины и стыда у воцерковленных алкоголиков намного сильнее, нежели у их далеких от Церкви собратьев. Часто даже те, кто покончил с пьянством, живут в страхе, что Бог отверг их навсегда. Задача верующих неустанно ободрять их, заверяя в Божьем прощении и Его любви.

    СИЛА ВЕРЫ

    «Хотя мы и не можем до конца постичь, как это происходит, но признаем, что вера дает прощение грехов и освобождает от вины. В отличие от множества дурных привычек, которые окружающих только раздражают, алкоголизм наносит страшные раны и причиняет ужасную боль тем, кто находится рядом с алкоголиком. Поэтому к тому бессилию, которое испытывает сам пьющий человек, неспособный совладать со своим пристрастием, добавляется еще колоссальное чувство вины от мучений, которые он причиняет близким. И для него путь к исцелению проходит через полное прощение и отпущение грехов».
    Джордж Вэйлант, психиатр.

    Многие церкви и общины вносят свой вклад в выздоровление от химической зависимости, предоставляя помещение для групп АА, АН (Анонимные Наркоманы), Ал-Анон, ВДА и других сообществ, которые работают по программе «Двенадцать шагов». Церковь может сотрудничать с общественными организациями в проектах, нацеленных на предотвращение злоупотребления спиртным. Менее значительной, но достаточно эффективной может стать деятельность по переносу винных магазинов подальше от школ, увеличению налогов на алкогольную продукцию, чтобы она была не по карману для молодежи, организации специальных просветительских программ для школьников.

    Самое важное, что мы можем сделать, — научиться самим и научить наших детей радоваться жизни и преодолевать трудности, не прибегая к алкоголю и наркотикам. Поскольку мы живем в обществе, которое становится все больше нацелено на получение удовольствия и быстрое избавление от боли, нам нужно твердо держаться решения жить радостной, плодотворной и — трезвой жизнью.

    ЗАМЕТКИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИАЛКОГОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

    • Сама по себе информация об опасности алкоголя и наркотиков практически не влияет на употребление этих веществ.
    • Кратковременные информационные интервенции (единичные лекции или беседы о вреде алкоголя) не работают. Учащимся нужно систематическое образование по природе химической зависимости.
    • Программы, которые действительно помогают сократить употребление спиртного, включают в себя обучение навыкам противостояния внешнему давлению и формирование системы нравственных принципов, несовместимых с пьянством. При этом нужно учитывать, что воздействие такого обучения обычно длится не более двух-трех лет.
    • Школьные антиалкогольные программы, имеющие более долговременный эффект, как правило, включают участие людей, осознанно ведущих трезвый образ жизни, родителей, средств массовой информации и общественных организаций, которые совместными усилиями помогают воспитать у детей высокие нравственные нормы.

Отправить комментарий