Исследование о смертной казни

Исследование о смертной казни Название:Исследование о смертной казни
Автор:Кистяковский А.Ф.
Год:2000 г. Воспроизводится по изданию 1867 г., Киев.
Страниц:272 стр.
Формат:rtf.zip
Размер:422 Кб.

Александр Федорович Кистяковский (1833-85) - известный криминалист, ординарный профессор Киевского университета.
Области уголовного права и уголовного процесса принадлежит большая часть трудов этого ученого.
`Исследование о смертной казни` - магистерская диссертация, защищенная в 1867 г.

Предисловие автора

Ни один вопрос уголовного права не пользуется такою известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследования, как смертная казнь. Литература этого вопроса сравнительно громадна. Уже в 1838 г.
Капплер в своем "Руководстве к литературе уголовного права" приводит 232 больших и малых сочинений, статей и отрывков, трактующих об этом предмете.
Такое обилие сочинений и общеизвестность этого предмета, вследствие которой даже неспециалист считает себя вправе иметь докторальное о нем мнение, дают иногда повод думать, что смертная казнь - вопрос
избитый и не стоящий дальнейшей работы специалиста. Когда я принимался за мой труд, я не разделял этого мнения; теперь, по окончании его, я вдвойне не разделяю его; я еще более убедился в том, что этот
вопрос долго будет привлекать внимание криминалиста как предмет высокого интереса и не вполне исследованный. Конечно, с отвлеченно-схоластической точки зрения нельзя сказать о смертной казни ничего
нового, о чем бы в сотнях сочинений и статей не было прежде говорено и переговорено. Возобновлять вечный и безысходный спор о справедливости и несправедливости смертной казни - бесполезная и пустая
работа. Но зато с философско-исторической стороны смертная казнь есть мало разработанный и потому богатейший материал исследования.
Взявшись за исследование этого предмета, я обратил большую часть внимания и работы на историческую сторону смертной казни, на связь этого наказания с общественным и умственным развитием человека.
При исследовании я старался не о том, чтобы заявить мое личное мнение, а чтобы отыскать взгляд народов на это наказание. На вопрос, который каждому специалисту не раз приходится слышать: каково ваше
мнение о смертной казни, считаете ли ее наказанием справедливым или нет, я отвечаю: спрашивайте не меня, мнение которого, как всякое одиночное мнение, не может иметь силы и значения, а выслушайте
более полновесное и имеющее более прав на внимание мнение народов.

Киев 1867 г.

Оглавление
Предисловие автора
Первая глава

Начало специальной разработки вопроса о смертной казни. Беккариа. Философско-метафизическое направление исследования этого вопроса во Франции и в Германии. Бесплодность этого рода исследований.
Философско-позитивный способ исследования: главная заслуга его употребления принадлежит англичанам; влияние их на французскую и немецкую науку. Труды и заслуги Миттермайера. Неудачные попытки
приписать заслугу разрешения этого вопроса философско-метафизическому способу исследования. Недостаток исторических работ по этому вопросу. Свойство и разделение этого исследования

Вторая глава

Доводы против и за смертную казнь. Учение о ненарушимости жизни человеческой; возражения против этого учения; оценка того и другого. Смертная казнь не устрашает; возражения; оценка. Она имеет
деморализирующее влияние на народ: средства, предлагаемые защитниками для уничтожения этого действия; насколько состоятельны эти средства. Смертная казнь неотменима и невознаградима; возражения
защитников; значение тех и других доводов. Она лишает возможности исправления; доводы защитников; оценка их. Народ считает смертную казнь справедливою; что говорят на это противники; сила и вес тех и
других доказательств

Третья глава

Происхождение смертной казни в первобытное время, в период господства кровавой мести. Общегосударственная власть берет в свои руки смертную казнь как готовое уже учреждение. Всеобщность убийства в
отмщение. Период мести есть время максимума смертных казней, а возникновение общегосударственной власти сопровождается первыми попытками ограничения их. В период кровавой мести господствовало
полное безразличие относительно вменения: народы казнили смертью как за преступления намеренные, так и за ненамеренные и случайные. Казнили не только преступника, но и невинную его семью. Возраст не
останавливал казней. Первобытные народы не обращали внимания на душевные болезни или имели о них самое превратное понятие и оттого казнили смертью сумасшедших. Смертная казнь постигала как
больших преступников, так и тех, которые были виновны в мелких правонарушениях. Общие выводы

Четвертая глава

Значение рабства в истории смертной казни. Расточительность смертных казней для рабов по законам Индии, Греции, Рима во все время его существования, по законам варварских народов и времен
феодальных. Рабство не остается без влияния на количество смертных казней в России: особенность в этом отношении законов литовско-польских и остзейских. Общие выводы о влиянии рабства на смертную
казнь. Значение абсолютной власти отца семьи в истории смертной казни. Миттермайер и другие криминалисты ошибочно относят к отмене смертной казни существование в Риме весьма узкой привилегии
изъятия римских граждан от смертной казни. Значение привилегии в истории смертной казни. Привилегии по законам Индии, Греции, Рима, Франции и Англии. Исторические следы привилегии в России, в
особенности по законам литовско-польским. Общие выводы о влиянии привилегии на увеличение смертных казней

Пятая глава

Период наибольшей применяемости смертных казней во время господства общегосударственной власти. Цифра и перечень смертных преступлений по законам римским, немецким, французским и русским.
Некоторые статистические данные о количестве смертных казней в этот период. Специальные причины расточительности смертных казней в этот период. Преступления государственные. Религиозные.
Преступления против нравственности. До конца XVIII столетия сохраняется обычай карать смертью маловажные вины. Недостатки судопроизводства и произвол судей поддерживают высокую сумму смертных
казней

Шестая глава

Отрицание справедливости смертной казни является раньше Беккариа. Значение учения Христа Спасителя в истории этого наказания. Беккариа есть только выразитель народившихся убеждений. Частичная
отмена смертной казни помимо общего ее отрицания. Влияние экономических интересов на отмену. Фактическая отмена, прежде и независимо от общего отрицания, за преступления против религии,
нравственности и собственности. Влияние на отмену смягчения нравов и, в частности, учения об умеренности наказаний и о равенстве пред законом. Полная отмена смертной казни в XVIII столетии в Тоскане и
Австрии и попытки к тому во Франции. Реакция. Смертная казнь по уголовным кодексам, составленным под влиянием реакции: прусскому 1794г., австрийскому 1808 г. и французскому 1810 г. Разногласие между
законом и жизнью в XIX столетии. Практика вопреки закону отменяет смертную казнь, за многие преступления и во многих случаях. Значение помилования в истории отмены. Отрицание необходимости смертной
казни за преступления политические. Сомнение относительно справедливости ее применения за убийство. Законодатель XIX столетия принужден был положением вещей отменять смертную казнь за многие виды
преступлений. Отмена и современное положение смертной казни в Англии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Северной Америке. Общие выводы.

Седьмая глава

Способы совершения смертной казни. Изысканные способы являются раньше образования государства. Государство их наследует. Принесение преступников в жертву, как один из наиболее употребительных
способов казни в период начального образования государств. С падением теократического государства способы совершения казней рассчитаны на устрашение. Главнейшие способы совершения смертной казни,
их изысканность и жестокость и отношение к ним общества. Отмена изысканных способов как результат социальных перемен. Общие выводы. Ошибочность мнения, будто должность палача была всегда
бесславна; В безгосударственное время каждому приходилось быть палачом. Высокий почет, которым обязанность палача была окружена в государственное время. Видоизменение социальной и умственно-
индивидуальной природы человека сопровождалось возникновением презрения и отвращения к обязанности палача. Общие выводы. Мнение де Местра о высоком значении палача для настоящего времени есть
умственный анахронизм

Общий вывод
Примечания