В чём ошибся Карл Маркс?

Я опубликовал в издательстве «Феникс» в г. Ростов-на-Дону в 2005 году книгу под названием «Старение и гибель цивилизации». Основная идея, которой посвящена эта книга, это идея о наличии процессов естественного старения общества, о старении человеческой цивилизации. Общество – это живой организм, похожий в биологическом отношении на организм человека, животного, растения. Человек состоит из миллиардов клеток, которые каждую секунду стареют и погибают, а на их месте рождается столько же новых молодых клеток. Но, несмотря на рождение новых клеток, организм человека стареет, а через 80 – 100 лет погибает от старости. Биологической клеткой общества является человек. Люди так же стареют и умирают, на их место рождаются новые люди. Но о старении такого огромного организма как общество наука ничего не говорит. Общество когда-то возникло (как биологический объект) и когда-то должно погибнуть от старости. В книге раскрываются социально-биологические процессы старения общества, рассчитана длительность существования человеческой цивилизации.

Одновременно в книге большое количество параграфов (25 % страниц объёма всего содержания книги) посвящено совершенно новым для мировой науке политэкономическим идеям. Автор раскрывает стратегические ошибки теории марксизма-ленинизма. На протяжении 100 лет (с 1890 по 1990 годы) за торжество теории коммунизма отдали свои жизни 150 миллионов человек в Европе, Азии, Африке и Америке. Коммунистами (и поддерживающими идею революционной борьбы против эксплуатации капитализма) в 1970 году были 50 % населения планеты. Но уничтожение капиталистического способа производства внутри 34 государств и создание на их месте социалистических государств не решало главной задачи – пролетарские революции не ликвидировали эксплуатации. Если при капитализме трудящихся эксплуатируют частные владельцы капитала, то при социализме их эксплуатирует государство. Учитывая это обстоятельство можно утверждать, что проблема ошибочности коммунистической теории достойна огромного внимания.

В чем состоит главная ошибка коммунистической теории? После долгого анализа событий, приведших к гибели мощного лагеря социалистических стран, я пришёл к убеждению, что всему виной является ошибочность некоторых положений теории марксизма-ленинизма по проблеме капитала. Карл Макс и Владимир Ленин правильно представляли значение капитала для частного собственника, но ошиблись в представлении о предназначении капитала для социалистического и коммунистического государства. Автор книги убедительно доказывает, что социализм и коммунизм содержат капитал внутри бюджета, а следовательно, они являются эксплуататорскими формациями.

1. Индивидуальное (натуральное) хозяйство. Маркс прав в том, что первобытнообщинный строй не создавал избыток товаров, а базировался на индивидуальном производстве (на натуральном хозяйстве). Сначала в обществе возникло натуральное (автономное) хозяйство раннего первобытнообщинного строя. Каждый первобытный человек делал сам себе материальные блага с применением примитивных орудий производства: камня, палки, веревки. Это был самый первый период натурального, автономного хозяйства, производства для самого себя, производства, не зависящего и не «контактирующего» с окружающим производством. Между двумя соседними первобытными племенами не существовало товарно-денежного обмена, т. е. ничего не покупалось, и ничего не продавалось. Вторым было натуральное (автономное) хозяйство раннего средневековья. В средние века крестьянская семья ничего не покупала. Все железные орудия труда создавались в кузнеце, а продукты питания выращивались на личных огородах и полях. Натуральное хозяйство – это не массовое товарное производство, оно рассчитано на удовлетворение только собственных потребностей производителя, где продукт не предназначен для рынка, т. е. не является товаром.

Наиболее распространенная форма натурального хозяйства – земледелие с "домашней промышленностью". Патриархальная крестьянская семья, сельская община, феодальное поместье – это примеры замкнутого производства, где осуществлялся весь «производственный цикл» от получения сырья до потреблению готовой продукции.

2. Массовое товарное производство. Маркс также прав в том, что экономическая основа производства при рабовладельческом строе, феодализме, капитализме и коммунизме (социализме) было не натуральное хозяйство, а массовое товарное производство. Массовым товарным производством называется такое, которое осуществляет производство различных товаров (и услуг) для миллионов людей. Современная цивилизация привыкла к существованию массового, крупного, гигантского производства, которое обеспечивает продукцией население многих стран. Например, крупные трансконтинентальные компании «Sharp», «Sony», «Ford» и другие имеют десятки крупных заводов в Японии, Европе и Америке. Это пример массового производства, когда компания, фирма, завод, создает продукцию для миллионов людей. Чисто теоретически крупная транснациональная фирма может удовлетворить спрос всего населения Земли на определённый вид продукции (на автомобиль, компьютер, жильё, мебель, какао, каучук и так далее). Хозяин предприятия при массовом товарном производстве делал товаров очень много с той целью, чтобы их продать другим людям и в замену получить прибыль.

Прибыль дает возможность хозяину капитала продолжить работу производства и купить большое количество материальных благ для личного пользования – продуктов питания, золота, дворцов, машин и так далее. К формациям с массовым товарным производством относятся не только рабовладельческий строй, феодализм и капитализм, но и социализм, и коммунизм, и сотни других посткапиталистических формаций. Все формации с массовым товарным производством не могут существовать без капитала. Хозяин капитала чисто теоретически готов снабжать определенным видом товара все население Земли при одном условии – если покупатель будет поддерживать работу предприятия, отдавая при каждой покупке его товара некоторое количество денег «сверху», больше стоимости товара.

Политэкономическая теория коммунизма не отрицала, что формации социализма и коммунизма также относятся к формациям с массовым товарным производством. Но теоретики коммунизма (в том числе и Карл Маркс) не осознавали того, что все формации с массовым товарным производством (в том числе и коммунизм) должны иметь капитал, а следовательно, они являются эксплуататорскими. Формации социализма и коммунизма базируются на массовом товарном производстве, поэтому также обладают капиталом, который накапливается в бюджете государства, а следовательно, существует и эксплуатация человека государством (а не человеком-капиталистом, что реально происходит в капиталистическом обществе). Начнём доказательство (этой неприятной для коммунистов истины) с исследования производительности труда такого способа производства, как массовое товарное производство.

3. Массовое товарное производство увеличивает производительность труда примерно в 100 раз, по сравнению с производительностью труда «натурального хозяйства». Представьте себе ситуацию, когда каждый человек с 2010 года все материальные блага начал создавать сам себе, то есть он имел бы мелкое индивидуальное, домашнее, квартирное производство, но зато без эксплуатации на нём других людей. Произошёл бы переход человечества к обществу без эксплуатации. В политическом отношении произошёл прогресс, который бы поддержали бы все коммунисты – ведь уничтожена эксплуатация! Но в экономическом отношении общество бы опустилось до уровня первобытного строя. Тогда бы каждому человеку надо было долго обучаться для создания каждого товара (автомобиля, телевизора, компьютера), создавать для себя орудия труда (станки, роботы), плавить металлы и создавать другие материалы (алюминий, медь, сталь, полупроводники). По расчету экономистов создание одним человеком всего того, что сейчас имеет городской житель в своей двухкомнатной квартире (цемент для фундамента, дом, топор, пилу, гвозди, ковры, телевизор, радио, железную кровать и так далее), потребовало бы 3000 лет.

Итак, в условиях деятельности «тотального индивидуального производства» все современные материальные блага производятся одним человеком за 3000 лет, а современный человек, где существует массовое товарное производство (и эксплуатация), приобретает их уже в возрасте 30 лет. Производительность труда массового товарного производства примерно в 100 раз выше (3000 лет : 30 лет = 100 раз) по сравнению с производительностью труда «натурального хозяйства». Например, на строительство собственного кирпичного дома мужчине, главе семейства, потребовалось бы 8 лет, если бы он строил дом один: сам находил и привозил глину, обжигал кирпичи и собственными руками делал все столярные работы. При этом необходимо подчеркнуть, что привлечение к строительству бригаду строителей, своих родственников или родственников жены так же недопустимо, так как возник бы упрощённый вариант массового товарного производства. Всю мебель человек делал бы 2 года.

А на создание компьютера, телевизора или другого наукоёмкого аппарата человек потратил бы около 850 лет. Только на обучение всем технологическим процессам и на создание радиосхемы ушло бы 130 лет, а на производство материалов (полупроводников, пластмасс, стекла, тонкого листа стали) человек затратил бы ещё 230 лет. (При условии бесплатного предоставления всех существующих сейчас знаний).

Итак, массовое товарное производство увеличивает производительность труда примерно в 100 раз по сравнению с производительностью труда «натурального хозяйства». В этом массовое товарное производство обладает неоспоримым экономическим плюсом. Но одновременно массовое товарное производство вынуждает человечество внедрять в производственные отношения систему экономической эксплуатации, что является политическим минусом. Экономика как бы предлагает Человеку выбор: «Тебе нравится, когда все товары производятся специалистами в недрах массового товарного производства, тебе удобнее зайти в магазин и приобрести товары за деньги, а не производить их самому. Тогда ты должен учувствовать в создании массового товарного производства: ты должен отдавать 70 % всех заработанных денег на создание капитала и не называть этот процесс эксплуатацией!

Позволь тебя эксплуатировать ради сохранения в рабочем состоянии стройной системы массового товарного производства». При возникновении массового товарного производства возникает неразрешимая борьба противоположностей: человечество приобретает быстрый материальный прогресс, но сразу же «это удачное приобретение человечества» компенсируется возникновением мировой экономической эксплуатацией. Изобилие приобретается, а свободный от эксплуатации труд теряется. Массовое товарное производство снабжает человечество материальными благами в сотню раз большими, чем это сделало бы натуральное хозяйство.

В «благодарность» массовому товарному производству за материальное изобилие человечество вынуждено «оплачивать» эту услугу, согласившись с существованием экономической эксплуатацией. Эксплуатация – это своеобразная компенсация за предоставление изобилия наукоёмких товаров для каждой личности. Экономические законы диктуют человечеству свою волю: если хочешь иметь наукоёмкие материальные блага не через 3000 лет, а немедленно, то соглашайся на эксплуатацию. В этом мире не даётся ничего бесплатно, за всё приходится платить и отдельному человеку и человечеству в целом. Массовое товарное производство – это несомненный экономический прогресс по сравнению с индивидуальным натуральным хозяйством. Однако, социальная и политическая трагедия массового товарного производства заключается в обязательном наличии эксплуатации внутри этого способа производства.

4. Роль КАПИТАЛА при социализме как формации, у которой экономическая основа производства является массовое товарное производство. Поиску стратегических ошибок теории марксизма-ленинизма (на 25 % страниц от объёма всего содержания) посвящена и моя книга под названием «Старение и гибель цивилизации» (опубликована в издательстве «Феникс» в г. Ростов-на-Дону в 2005 году). В книге я доказываю очень важную политэкономическую истину, которую не осознали классики коммунизма и современные экономисты: социализм содержит внутри себя капитал, а поэтому является эксплуатационной формацией, где владельцем капитала стало государство, сменившего по этой функции капиталиста. Социализм – это государственный капитализм. Главная ошибка коммунистической теории состоит в неправильном понимании функции капитала для формаций, развивающихся на основе массового товарного производства после капиталистической формации! Несмотря на то, что главный идеолог коммунизма Карл Маркс написал тысячи страниц с целью исследования проблемы капитала, написал 4 тома книги «Капитал», его выводы по отношению роли капитала для коммунистического государства оказались ошибочны. Капитал – это финансовые инъекции в тело мирового производства, которые дают возможность продолжать производство средств производства и материальных благ. Человеку необходимо ежедневно кушать, чтобы совершать физическую и умственную работу. А производству необходимо потреблять (съедать) деньги, капитал, чтобы продолжать свою деятельность. Если завод или фабрика не будет ежедневно оплачивать за электричество, сырье, тепло, приобретение нового оборудования, не будет оплачивать деньгами труд рабочих и инженеров, то это предприятие очень быстро остановится. За непрерывную работу предприятия надо платить.

Деньги, которые отдаются с целью непрерывной работы предприятия, называются капиталом. В теории марксизма - ленинизма категорически отвергалось наличие капитала и эксплуатации в недрах коммунистической и социалистической формаций коммунисты. В своей книге я убедительно доказываю политэкономическое положение, которое полностью противоречат взглядам коммунистов. Владельцем капитала в социалистическом и коммунистическом государстве является государство. Для безостановочной работы предприятий государство постоянно выделяет из своего бюджета средства, которые не дают государственному предприятию остановиться. Поэтому бюджет социалистического и коммунистического государства играет роль накопителя капитала, а государство играет роль банального капиталиста, который выделяет средства на работу государственных предприятий (частных предприятий в социалистическом государстве нет). И действительно, ни для кого не было секретом, что все 70 лет существования социализма на планете, деньги для продления деятельности государственных социалистических предприятий получались из бюджета социалистического государства.

А откуда в бюджете накапливаются миллиарды денежных знаков? А их социалистическое государство получало благодаря эксплуатации рабочих, крестьян и интеллигентов. Например, за месяц работы каждый рабочий социалистического предприятия дал прибыль производству 1000 рублей, но оплата труда для рабочего будет составлять 100 рублей, то есть 10% от реально заработанных им денег. На восполнение капитала у рабочего отнимается 900 рублей, которые передаются в бюджет государства. Маркс назвал эксплуатацией процесс насильственного изъятия денег из зарплаты пролетария или крестьянина внутри капиталистического государства для поддержания непрерывной работы производства.

Несомненно, что и внутри социалистического государства этот же политэкономический процесс также будет называться эксплуатацией! Капитал при социализме является частью прибыли, поступающего в бюджет. Смотрите рисунок 1.

Кругооборот капитала внутри капиталистического и социалистического государства
Рисунок 1. Кругооборот капитала внутри капиталистического и социалистического государства.

Механизм накопления капитала у социалистического государства абсолютно не претерпел никаких изменений по сравнению с получением капитала и прибыли капиталистическими государствами, которые наблюдал К. Маркс и В. Ленин. А капитал (как утверждали эти классики коммунизма) получается только одним методом – не полной (10% - ной) оплатой труда многочисленных работников. Владелец капитала забирает приблизительно 90% прибыли, которая возникла после реализации товара, то есть – капитал получается через эксплуатацию трудящихся. Всю прибыль социалистического предприятия забирает социалистическое государство в бюджет. Но в бюджетные деньги не лежат в банках без движения. Почти сразу же, как они поступили в государственный банк, правительство раздаёт бюджетные деньги большим и малым социалистическим государственным предприятиям (заводу, фабрике, банку, магазину, ателье, кафе и так далее) с целью их непрерывной, постоянной, безостановочной деятельности (то есть для воспроизводства их созидательной деятельности), а поэтому эти деньги бюджета начинают играть роль капитала. Следовательно, социалистическое (коммунистическое) государство является владельцем капитала и осуществляет активный кругооборот капитала. В капиталистическом государстве капиталом владеют капиталисты, частники, а в социалистическом государстве распределителями (не владельцами) бюджетного капитала являются правительства государства.

Марксисты не учитывали то обстоятельство, что капитал обладает одновременно и отрицательным, и положительным свойством. Капитал вызывает не только процесс глобальной эксплуатации (не только образует политический минус), наличие мирового бюджетного и частного капитала – это ещё и единственный экономическая основа материальной эволюции общества (капитал образует экономический плюс). Марксисты воспринимали капитал как исключительно негативную составляющую общества. Коммунисты рассуждали так: из-за существования капитала возникает эксплуатация, поэтому капитал надо уничтожить. Они не осознали того факта, что образовавшаяся формация после пролетарской революции, которая создавалась благодаря уничтожению капиталистов и национализации всего частного производства, так же будет эксплуататорской. Коммунисты заменили одну эксплуататорскую формацию на другую, которая по силе эксплуатации трудящихся во много раз сильнее. Ошибка последователей теории Маркса и Ленина заключается в том, что они воспринимали капитал как материально-денежные средства для деятельности исключительно частного производства, но (по их ошибочному мнению) капитал и эксплуатация отсутствует в коммунистическом производстве. Я доказываю в своей книге, что до тех пор, пока существует массовое товарное производство (рабство, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм) – до тех пор будет существовать капитал и эксплуатация! Новшество моей политэкономической теории заключается в том, что я убедительно доказываю: эксплуататором могут быть не только капиталисты, но и государство!

5. Наличие ЭКСПЛУАТАЦИИ при социализме. Маркс абсолютно прав, что капитал получается одним способом – через экономическую эксплуатацию трудящихся: пролетариев, крестьян и интеллигенции. Но если социализм так же содержит капитал, то эта формация так же является эксплуататорской! На любом массовом товарном производстве месячный заработок материального производителя разделяется на две части: одна часть отдаётся трудящемуся для продолжения его существования (≈ 10 %), а другую часть (≈ 90 %) присваивает владелец капитала. При первобытнообщинном строе капитала не существовало, потому, что формация основана на натуральном хозяйстве. В рабовладельческом строе соотношение заработка трудящихся (рабов) к капиталу было как 0% : 100% (сила эксплуатации = 100%), в феодальном – 3% : 97% (сила эксплуатации = 97%), в капиталистическом 30% : 70% (сила эксплуатации = 70%). В коммунистическом обществе, где по теории марксизма-ленинизма отсутствует эксплуатация, соотношение размера заработка трудящихся к размеру капиталу в денежных единицах должно бы составить 100% у трудящегося и 0% у владельца капитала (у государства).

Капитал при коммунизме должен отсутствовать! Но без бюджетного и частного капитала массовое товарное производство погибнет, а коммунизм базируется именно на таком виде производства. Следовательно, коммунистическая формация должна обладать капиталом, тогда является утопией утверждение об отсутствии эксплуатации при коммунизме!!! Марксистская теория утверждает: несмотря на то, что социализм и коммунизм основаны на массовом товарном производстве, эти формации не имеют капитала и эксплуатации! Я доказываю, что капитал и эксплуатация сохраняются и в социалистическом, и в коммунистическом производстве: в социалистическом обществе соотношение заработка трудящихся и отчислений от их заработка в бюджет (в виде капитала) составляет 3% к 97%, а сила эксплуатации социалистического государства равна 97%, то есть – как у феодального государства.

Естественно, что капиталистические государства с силой эксплуатации в 70% имеют неоспоримое преимущество перед социализмом с силой эксплуатации в 97%. Капиталисты осуществляют эксплуатацию для приобретения частного капитала, а коммунисты – борцы за существование эксплуатации государственного (бюджетного) капитала. Так как в социалистическом и коммунистическом государстве существует капитал, то эти виды общества также относятся к разновидностям капитализма, а точнее, социалистическое государство – это разновидность государственного капитализма. Если бы социалистическое государство не предоставляло капитал для своего гигантского производства, то вся промышленность и сельское хозяйство в одночасье прекратило бы своё существование.

Любое социалистическое производство будет «мертвым», внутри него не будет происходить никакого материального прогресса, если в его деятельность не введена «энергия капитала». Если социалистическое общество не может существовать без капитала, то это общество также является капиталистическим. Всё время существования массового товарного производства будет существовать эксплуатация и классы. Эксплуатация создаёт единственный источник материального прогресса – капитал, поэтому из чисто экономических соображений эксплуатацию надо приветствовать, а не бороться с ней, как это делают коммунисты! Если эксплуатация объективно необходима обществу для пополнения мирового капитала, то человечество должно научиться регулировать уровень эксплуатации, чтобы чрезмерная эксплуатация не привела трудящихся к разрушительной революции.

Новшество моей политэкономической теории состоит в том, что мной доказано – владельцем капитала может быть не только капиталист, но и государство! Эксплуататором могут быть не только капиталисты, но и государство, так как оно обладает производством и капиталом! Эксплуатировались трудящиеся не только при рабовладельческом, феодальном и капиталистическом строе, но и при социализме и коммунизме, так как и эти формации базировались на массовом товарном производстве. Эксплуатация продлится еще миллионы лет, пока общество не поменяет свои производственные отношения и вместо массового товарного производства не возникнет индивидуальное космическое производство.

7. Другое новшество моей политэкономической теории заключается в том, что я убедительно доказываю, что при возникновении космического индивидуального производства в будущем, отомрет эксплуатация и капитал. Процесс создания индивидуального производства начнётся с уменьшения в габаритах производственных комплексов. Чтобы начать производственную деятельность на других планетах, нужны миниатюрные производственные комплексы, так как нельзя транспортировать даже на ближайшую к нам планету Марс современную электростанцию в сотни миллиардов тонн весом, металлургический завод или огромное машиностроительное предприятие.

Заселение человечеством других планет заставит промышленность создавать на Земле и на других планетах миниатюрные производства для добычи минерального сырья, для производства различных металлов, резины и пластмасс, для производства средств производства, и материальных благ. В космическую эру существования человечества возникнут миниатюрные индивидуальные предприятия, которые занимают маленький объём, имеют очень высокую производительность труда и свободно помещаются внутри космической ракеты. Покупать никто, ни у кого и ничего не будет, потому что все средства производства и материальные блага, которые человеку необходимы, он может создать сам, внутри своего индивидуального производства. Минеральное сырьё космическое человечество в изобилии получит от миллиона планет других галактик. Исчезнут деньги, как универсальное средство обмена товарами между людьми, а золото, платина и бриллианты потеряют свою «финансовую силу», ликвидируется категория капитал, так как капитал необходим только для массового производства, и не нужен для индивидуального производства. Фактически возникнет «космическое, индивидуальное, натуральное хозяйство», наподобие того, когда в средние века крестьянская семья ничего не покупала, а все орудия труда и продукты питания создавала внутри своего двора. Каждый человек будет иметь в своей личной собственности свою космическую ракету, оснащённую всеми видами производства от добычи сырья до производства материальных благ. Возникнет автономное хозяйство на базе индивидуального космического производства.

Через тысячелетия производство будет полностью автоматизировано, все физические работы будут исполнять автоматы, роботы, станки с программным обеспечением. Люди будут отсутствовать на полностью автоматизированном производстве. Эксплуатация – это эксплуатация людей, а если они будут отсутствовать на производстве, то и эксплуатировать будет некого. Индивидуальное космическое производство ликвидирует эксплуататорские производственные отношения, так как сделает ненужным существование массового товарного производства, процесса обмена товарами внутри общества (системы «купли-продажи») и явления накопления капитала при помощи эксплуатации. «Могильщиком» эксплуатации является космическое, индивидуальное производство, так как оно уничтожает капитал, то в космическую эру существования Человечества возникнут качественно новые производственные отношения.

ВЫВОД. До тех пор, пока внутри человеческого общества будет существовать массовое товарное производство, будет существовать капитал и будет существовать эксплуатация. Массовое товарное производство ликвидируется эволюционным путём и заменится на индивидуальное космическое производство в эпоху оккупации планет других галактик космическим человечеством.

Космическое индивидуальное производство придёт на смену массового товарного производства и избавит человечество от капитала и эксплуатации. Каждый член общества будет «капиталистом и одновременно пролетарием». Будущая экономика, оказывается, имеет выраженную «частную и капиталистическую сущность», а не общественный и государственный характер, как предсказывали коммунисты. Возникнет космический "коммунизм" в виде космического (гипертрофированного) капитализма. Подробнее об индивидуальном производстве рассказывается в параграфах книги, посвященных эпохе галактической жизни цивилизации. Итак, миниатюризация и индивидуализация производства изменят производственные отношения в обществе, а следовательно, именно эти технические достижения человечества поменяют общественно-экономическую формацию на новую, более совершенную. Об этом и о многом другом читайте в моей книге «Старение и гибель цивилизации».

Другие статьи на сайте доктора В. Д. Молостова